Появление российского производства композитов способно ускорить процессы импортозамещения
Новости
Появление российского производства композитов способно ускорить процессы импортозамещения
11 Февраля, 2020г.
Состояние отечественной отрасли производства композитных материалов, равно как и тесно связанного с ним полимерного производства, уже давно стало не только предметом для обсуждения в высоких кабинетах, но и интернет-мемом. Эмоциональное высказывание руководителя одного из предприятий о том, что произошло у них на заводе с производством полимеров, довольно точно описывало состояние этой отрасли в масштабах страны. Примерно так же можно охарактеризовать и ситуацию в тесно связанном с полимерами композитном производстве, с той лишь разницей, что провал в этой сфере был не столь глубок. К моменту распада советской экономики отрасль производства высокоуглеродистных волокон, или, как их позже стали называть, карбона, делала только первые шаги. И в то время как на Западе направление композитных материалов переживало пик своего развития, отечественная промышленность занималась вопросами выживания. Сейчас, когда композитные изделия применяются все более широко, вопрос о том «куда делись полимеры», становится как никогда актуален.

Высокотехнологичная отрасль производства композитов в нашей стране была практически разрушена на протяжении последних десятилетий. 30 лет назад главными центрами производства композитов были Северная Америка, Европа и СССР. Позиции Европы и США за последнее десятилетие несколько пошатнулись, в том числе и из-за того, что сами европейские и американские производители перенесли свои производства в Азию. В то же время в Китае, Японии и других странах Юго-Восточной Азии появились и собственные сильные производители. Так что мировой центр производства композитов сегодня находится именно там.

А что же Россия? В советское время композитные заводы, поставщики сырья и исходных материалов были разбросаны по разным союзным республикам. Флагманским советским заводом композитов был молдавский «Молдавизолит» в Тирасполе, куда стекались все лучшие технологии, оборудование, специалисты. В 80-е годы этот современный по тем временам завод обеспечивал до 85% спроса на диэлектрики в СССР и странах Восточной Европы. Основной продукцией завода были материалы для изготовления печатных плат, применяющихся в радиоэлектронной аппаратуре. Завод в Тирасполе работает и сейчас, поставляя свою продукцию, в том числе и в Россию. Однако позиции молдавского предприятия заметно пошатнулись еще в 90-е годы, с распадом экономических связей между бывшими советскими республиками. Большая часть его продукции выпускается с применением еще советских технологий.

Еще менее завидной оказалась судьба других советских производителей композитных материалов и предприятий-смежников, изготавливавших компоненты: стекловолокно, полимерные смолы и т.п. Какие-то из них были перепрофилированы, другие просто закрылись. В последнее время в разных регионах России предпринимаются попытки наладить производство композитов и базовых материалов для их изготовления. Однако в подавляющем большинстве случаев это производства малых партий продукции чаще всего с помощью еще советского оборудования.

Поэтому воронежский завод «Ламплекс Композит», о намерении строить который инвестор впервые заявил еще около двух лет назад, можно назвать первой попыткой наладить производство композитов в серьезном масштабе и на новом технологическом уровне. Говорить об этом с достаточной долей уверенности можно опираясь на несколько аргументов. Во-первых, в проекте будет использовано самое современное оборудование от немецкой компании Aerospace Composites GmbH. В России больше нигде нет подобного оборудования, а собственное, увы, не производится. Во-вторых, в реализации композитного кластера заинтересованы весьма влиятельные структуры. В частности, партнером инвестора «Ламплекс Композит» в другом проекте стал владелец ООО «Многоразовые транспортные космические системы» Сергей Сопов, ранее руководивший крупнейшей российской аэрокосмической компанией S7 Space, владеющей плавучим космодромом «Морской старт». Сейчас компания МТКС разрабатывает первый российский космический грузовик «Арго». Специально под этот проект МТКС и воронежский «ИК Масловский» (торговая марка «Ламплекс Композит») создают ООО «Авиакосмические композитные технологии». Вместе с заводом «Ламплекс композит» эти предприятия образуют целый композитный кластер. В-третьих, создаваемому кластеру уже удалось заручиться поддержкой двух ведущих воронежских вузов, обладающих компетенциями в сфере композитных материалов: Воронежского государственного университета и Воронежского государственного технического университета. Наконец, в проект только одного завода фольгированных диэлектриков, технических ламинатов и препрегов «Ламплекс Композит» инвестором вложено уже более миллиарда рублей. Так что, как видим, ставки достаточно высоки.

Подробнее: https://topwar.ru/167350-pojavlenie-rossijskogo-proizvodstva-kompozitov-sposobno-uskorit-processy-im...